Юрист Павел Петров

Телефон (если срочно):

+7 (915) 183-87-75

Телефон помощника (если не срочно):

+7 (921) 019-96-64

E-mail (если правильно):

info@estvaind.ru

Что делать, если авто попало в яму?

Ямы, колдобины, открытые люки — одна из проблем, с которыми может столкнуться водитель на российских дорогах. Изъяны в дорожном полотне остаются распространенной причиной аварийных ситуаций. В каких ситуациях имеет смысл взыскивать возмещение за причиненный материальный ущерб, для многих водителей остается непонятным.

В этом материале мы подробным образом постараемся раскрыть эту тему.

Сразу оговоримся, что иногда встречались с позицией, что всё это делать бессмысленно, больше временных и финансовых потерь возникнет от того, что начинаешь доказывать свою правоту. Очень тяжело спорить с такими людьми не потому, что их позиция сильна, а потому, что их позиция сильно укоренилась в голове и не принимает никакие доводы и возражения.

Да, можно вообще ничего не делать. Вполне можно прожить, лежа на диване с банкой пива, ругая любого человека, который стал немного успешнее тебя. Для этого не требуется наличие мозга. Но если на секунду представить, что мы живем в обществе, где каждый за повреждение своего авто на дороге начнет фиксировать этот факт, что же тогда будет? А ничего другого не получится сделать, кроме как нормально строить дороги. Конечно, такая ситуация никогда не возникнет. Кроме того, если Вы сами не хотите этим заниматься — не занимайтесь. Если компании, которые выкупают права требования по таким ситуациям. Продаёте свои права требования, получаете деньги и более ничего не делаете. Напишите в комментариях, если мы не правы.

Является ли ДТП попадание в люк или яму?

В ФЗ №196, статья 2, дано определение дорожно-транспортного происшествия. В соответствии с законодательством ДТП может произойти без участия нескольких автомобилей и без наличия пострадавших людей. Критерии, по которым определяется наличие ДТП:

  1. участие автомобиля в дорожном движении, включая состояние остановки.
  2. наличие пострадавшего человека (морального вреда) или материального ущерба любой стороне.
  3. неподвижные объекты и глубокая яма, вызвавшие аварию.

Колдобина и выбоина так же может стать причиной аварийной ситуации, которые рассматриваются в том же порядке, что с ямами.

Первоочередные действия

В ситуации, когда автомобиль провалился колесом в люк или яму, или в иной ситуации, когда ему нанесено повреждение необходимо выполнить стандартный алгоритм действий, прописанный для ДТП, в соответствии с пунктом 2.5 ПДД:

  1. Остановить машину.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. В темное время суток одеть светоотражающий жилет.
  4. Установить знак аварийной остановки.
  5. Зафиксировать ДТП, вызвав службу ДПС.
  6. Зафиксировать видео, фотосъемкой аварийную обстановку и нанесенные повреждения.

В соответствии с пунктом 2.6.ПДД, в случае наличия пострадавших или погибших людей, необходимо:

  1. Оказать доврачебную помощь пострадавшим.
  2. Освободить проезжую часть дороги.
  3. Постараться найти очевидцев ДТП.

Сотрудники ДПС обязаны зафиксировать характеристику ямы или люка. В случае их отказа, необходимо написать ходатайство и передать его инспектору. Можно провести замеры ямы самостоятельно. Если нет измерительного прибора, то для идентификации размера ямы в суде, нужно на ее край положить любой узнаваемый предмет (книга, домкрат и прочее), и зафиксировать это на телефон. В кадр должна войти яма, часть пострадавшего автомобиля и по возможности, машина ДПС.

Фиксируйте максимум информации на видео или фото. Делайте это максимально полезно. Например, местонахождение ямы нужно постараться отразить на фото с привязкой к объектам местности (номер дома, дорожный знак, какое-то сооружение), позволяющими однозначно определить локацию.

Условия получения возмещения в 2021 году

В случае аварии с участием ямы или люка, необходимо помнить о возможности двух вариантов развития событий:

  1. Присвоение штрафа водителю в соответствии с пунктом 10.1 ПДД. Не учтена дорожная обстановка при выборе скорости, в случае соответствия ям и колдобин нормативу.
  2. Присвоение штрафа дорожным службам возможно только при доказанном нарушении с их стороны обслуживания участка дороги.

Допустимые размеры ямы по ГОСТу

Да, в России есть ГОСТ по ямам, в котором указано, какой она может быть (допускается), а какой — нет.

Максимальные размеры явных неровностей на дорожной части в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, не должны превышать следующих размеров: длина – не более 15 см; глубина – не более 5 см; ширина – не более 60 см. При превышении одного из трех показателей, организация, обслуживающая дорогу может быть привлечена к ответственности.

Открытый люк

За состояние люков ответственность лежит на эксплуатирующих организациях. В обычной обстановке люк должен быть плотно закрыт и не предоставлять угрозы для человека. В случае проведения ремонтных работ допускается наличие открытого люка при наличии сопровождающих документов и оградительных устройств вокруг колодца. В случае наезда на огороженный люк, штраф может быть взыскан с водителя за порчу имущества (заграждения).

Правила поведения при вменении нарушения пункта 10.1 ПДД

В соответствии с данным пунктом ПДД водитель несет ответственность за качество движения. Он обязан контролировать скорость, заранее давать оценку условиям, связанным с плотностью движения и метеорологическими условиями. При неправильной оценки ситуации, видя яму и имея возможность ее объехать, но попав в нее, водитель сам будет нести ответственность за инцидент.

Важно, что есть максимально допустимая скорость движения транспортного средства. Её нельзя превышать. А есть скорость, выбранная водителем исходя из особенностей обстановки (видимость, погода и прочее). Это разные вещи, их нельзя путать. Даже не превышая скорость движения, её можно выбрать не правильно. Самый очевидный пример — это скорость перед пешеходным переходом. Можно двигаться со скоростью 60 км /ч и в последний момент затормозить, а можно заранее применить торможение и уже на сниженной скорости находиться на переходе. В первом случае формально нарушения нет, но очевидно, что водитель не учитывал особенность дорожной обстановки, а именно: наличие пешеходного перехода.

Обвинение в нарушении пункта 10.1 часто встречается в практике ГИБДД, от которого необходимо правильно защищаться. Основным фактором является обстоятельства ДТП и размеры выбоины. Нужно аргументировано доказать невозможность предвидения опасности.

Важно правильно заполнить объяснительный лист: скорость передвижения; погодные условия; время суток; интенсивность движения; качество покрытия должны сопровождаться записью: «Выбранная скорость движения обеспечивала возможность постоянного контроля в направлении движения опасности, которую я смог бы предвидеть».

Данная запись требует доказательства виновности водителя, что не практикуется инспекторами. Если нарушение 10.1 было вынесено, то необходимо подать заявление на обжалование.

Высокая вероятность быть признанным виновником ДТП возникает:

  1. Зафиксировано превышение скоростного режима.
  2. Скорость не соответствовала плохой видимости из-за погодных условий.
  3. Качество дорожного покрытия (лед, лужи) требовало меньшей скорости, чем была.

Обращение по ОСАГО или КАСКО

Обращение в страховую компанию со страховкой по типу ОСАГО в данном случае ничего не дает. ОСАГО покрывает расходы виновника аварии.
В случае КАСКО застрахован личный автотранспорт, в связи с чем, по ней можно обычно взыскать страховую сумму, необходимую для восстановления автомобиля. Однако следует учитывать условия договора, в которых могут быть оговорены разные страховые случаи. Страховая фирма, возместив ущерб по КАСКО, получает право суброгации с виновного лица.

С кого взыскивается компенсация?

За целостность дорожного покрытия и люков отвечают эксплуатирующие организации, сотрудничающих с административными органами. В связи с этим необходимо в исковом заявлении указать в качестве ответчика – местную администрацию. Для эффективности процесса дополнительно можно указать ответчиком районную администрацию и организацию, исполняющую финансовые операции. При аварийной ситуации, связанной с открытым люком, ответственным лицом являются организации, контролирующие инженерные сети, например, водоканал.

Инструкция для получения выплаты

Алгоритм действий для реального получения выплаты при попадании в яму или люк заключается в следующем:

  1. В течении 10 суток с даты выписки по вынесению определения о нарушении 10.1 необходимо подать заявление об обжаловании.
  2. Воспользоваться услугами независимой экспертизы и произвести оценку материального ущерба в виде средств, необходимых на ремонт автотранспорта.
  3. Обратиться в Дорожный надзор. Адрес можно узнать в ДПС. Дорнадзор – это организация, куда направляются все документы ДТП. В ней выдают информацию о виновнике, отвечающей за дорогу.
  4. Написать письмо – претензию в организацию или администрацию. В претензии необходимо указать причины аварии. Так же приложить копии всех сопутствующих документов.
  5. Подготовить иск в судебный орган. Подать, который необходимо, если претензия осталась без ответа. В суд приложить оригиналы всех сопутствующих документов.

Перед подачей иска в суд необходимо подготовить следующие документы:

  • свидетельство о праве собственности на автомобиль.
  • копии всех страниц паспорта гражданина РФ.
  • исковое заявление на возмещение ущерба.
  • свидетельство экспертной оценки причиненного ущерба.
  • квитанции об оплате и чеки, доказывающие материальные затраты.

Часто этого мало, потому что в суде могут иметь серьёзное значение детали происшествия. У дорожных служб тоже есть юристы, многие из них — достаточно квалифицированы, чтобы «развалить» дело в случае существенных недочетов с Вашей стороны.

Наши рекомендации для подготовки фактологической основы Вашего искового заявления:

  1. Получение справки из Росгидромета. Она носит официальный характер, подтверждает погодные условия, существовавшие в конкретном месте в это время.
  2. Запрос выписки из Единого государственного реестра автомобильных дорог. В ней может быть отражена юридически значимая информация в отношении автомобильной дороги.
  3. Информация о техническом состоянии автомобиля, максимально приближенная к дате ДТП (при наличии). Должна быть отражена информация, что Ваш автомобиль был технически исправен и Вы не пытаетесь «перевалить» проблемы Вашего автомобиля, и так существовавшие независимо от попадания в выбоину, на дорожную службу.
  4. Запись с видеорегистратора рассматриваемого события, оформленная на машиночитаемый носитель информации (диск). Не в каждом суде имеется возможность просмотреть её, нужно это учитывать и продемонстрировать её на своем ноутбуке.
  5. Свидетели. Скорее всего, Вы не один ехали по дороге. Возможно, кто-то видел момент ДТП и остановился Вам помочь. Обязательно получите данные этих людей, чтобы в случае необходимости их можно было заявить в суде в качестве свидетелей. Хотя бы запишите их телефоны или другие контактные данные.

Эти рекомендации помогут отбиться от типовых возражений юристов дорожных служб.

Подача иска в суд

Основной задачею, обеспечивающей успех, является правильно поданный иск в суд. Информация, которую необходимо предоставить для судебного разбирательства:

  • Основные сведения об истце.
  • Основные сведения об ответчике.
  • Описание обстоятельств ДТП в результате попадания в яму, люк или на колдобину.
  • Требования по возмещению ущерба.
  • Список представляемых документов.

Решение суда в большой степени зависит от фактологической части иска. В ней нужно отразить доказательства вины дорожной организации: размеры ямы; фотографии; свидетельские показания; заключение экспертов и другие перечисленные ранее факты.

Возможные компенсации:

  • Мировое соглашение, предложенное ответчиком в ответ на судебный иск.
  • Присвоение возмещения реального ущерба.
  • Взыскание морального вреда. Возможно при большой материальной потере или при нанесении вреда здоровью.
  • Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля.

Судебная практика

В городе Брянск суд отказал в взыскании ущерба, доказав вину водителя при наезде в яму. При пересмотре дела в Верховном суде оно было выиграно. Способствующими факторами явилось: ночное время; ограждение опасного участка с нарушением норм. Потерпевший получил денежную компенсацию.

Нужно помнить, что степень виновности определяется только в суде. Она зависит от вины самого водителя, которая оценивается в процентном соотношении. Сумма компенсации может быть снижена, если будет доказана неосторожность или невнимательность водителя. Ответственность несут приоритетно организации, обслуживающие конкретный участок дороги.

Можно ли уехать c места ДТП

При попадании в яму, люк или ухаб, можно покинуть место происшествия в том случае:

  • Если не нанесен ущерб люку или ограждению.
  • Не нанесен ущерб пассажирам автотранспорта, водителю или самому автомобилю.

Решение зависит от масштаба аварии и полученного ущерба. Если есть необходимость подачи иска на возмещение материального ущерба, то место аварии покидать не рекомендуется. По закону оставление места аварии преследуется лишением прав.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *