Юрист Павел Петров

Телефон (если срочно):

+7 (915) 183-87-75

Телефон помощника (если не срочно):

+7 (921) 019-96-64

E-mail (если правильно):

info@estvaind.ru

Нежелательность пребывания от ФСИН. Порядок действий, способы обжалования

Представляем очередной материал нашей юридической практики в сфере, касающейся мигрантов. Тема его — нежелательность пребывания в отношении иностранца или лица без гражданства на территории России. Расскажем о порядке действий при возникновении проблемы, о путях её решения. Желаем, чтобы материал был не только интересен и нес в себе практическую пользу для любого мигранта, но и позволял избавиться от заблуждений. Чем больше будет информированность в этой сфере, тем проще правильно отстоять свои прав.

Кто и за что накладывает нежелательность пребывания в России?

Решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации ранее выносилось Министерством юстиции РФ. Сейчас вынесением таких решений занимается ФСИН России (Федеральная служба исполнения наказаний). Этот вид санкций может применяться к иностранцам при наличии неснятой или непогашенной судимости. Именно этот вид мы рассмотрим в данной статье, потому что нежелательность может применяться и в некоторых других случаях. Факультативно мы о них обязательно скажем.

Судимость – это правовой статус отбывшего наказание лица, юридическое последствие уголовного наказания.

УК РФ Статья 86. Судимость

1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

2. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

3. Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.

4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.

Судимость — это временная мера. Она всегда имеет четкие ограничения. Кроме того, имеется законодательная возможность снять её досрочно, заявив соответствующее ходатайство о снятии судимости. На основании предъявленного Вами фактологического материала может быть принято постановление о досрочном снятии судимости, что повлечет за собой прекращение всех юридических последствий судимости.

В какой форме применяется такая мера к иностранцам и лицам без гражданства?

Уполномоченный орган применяет нежелательность пребывания в виде распоряжения. Иностранец или лицо без гражданства уведомляется о таком решении при отбытии наказания. Как правило, это делается под расписку. Информация о принятом решении доводится до сведения МВД и пограничной службы ФСБ на основании правил, установленных ведомственными документами. Дело в том, что базу данных учета иностранных граждан (АС ЦБД УИГ) ведёт МВД, точнее его подразделения по вопросам миграции. Именно туда информация добавляется, после чего легальным способом пересечь границу с РФ не представляется возможным. 

В приложенного файле Вы можете ознакомиться с примером, как выглядит такое распоряжение. Они все выглядят примерно одинаково, поскольку имеется подзаконный акт, который определяет форму этого документа.

В нём содержится вся юридически значимая информация в отношении конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства. ФСИН принимает распоряжение заочно, делает это территориальный орган. Это значит, что Вас никто для принятия решения приглашать не будет, данные о личности учитываются только те, которые Вы заполнили в опросном листе, а также анализируется характеризующая информация, которая была передана ФСИН из места отбывания наказания.

Не имеет никакого значения, по какой статье и какое наказание Вам было назначено по уголовному закону. В любом случае распоряжение будет вынесено, поскольку никаких критериев для оценки не выработано. Выдворяют всех, кто отбывал наказание, потому что пребывание (проживание) такого человека в России автоматически считается нежелательным.

На какой срок принимается распоряжение?

Решение о сроке запрета может быть принято как на определенный срок, так и бессрочно.

Для проверки срока действия распоряжения важно внимательно прочитать сам документ. Если дата истечения срока ограничения не найдена, то решение действует бессрочно. В иных ситуациях дата окончания запрета указывается, и после её наступления вы сможете посетить Россию.

Законодательная справка для признания персоной «non grata»

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23.12.2019 № 1180 «Об утверждении Порядка представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» (Зарегистрирован 27.12.2019 № 57018)

Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки и представления материалов учреждениями, исполняющими наказания, территориальными органами ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России для их рассмотрения и принятия ФСИН России решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

2. Администрация учреждения, исполняющего наказание:

а) в течение семи рабочих дней со дня прибытия в учреждение иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, оформляет опросный лист (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Порядку) и направляет в территориальный орган МВД России на региональном уровне запрос о предоставлении имеющихся в информационных ресурсах МВД России сведений об иностранном гражданине (фамилия, имя, второе имя (при наличии), отчество (при наличии) с их дублированием буквами латинского алфавита, а также информации о наличии либо отсутствии у него гражданства Российской Федерации;

б) в течение месяца со дня получения из территориального органа МВД России на региональном уровне сведений, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, оформляет заключение о необходимости принятия решения о нежелательности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Порядку) и направляет его и опросный лист в территориальный орган ФСИН России вместе с информацией, поступившей из территориального органа МВД России на региональном уровне, копиями вводной и резолютивной частей приговора и иными документами, необходимыми для принятия решения о нежелательности (при наличии).

В случае если до освобождения иностранного гражданина из учреждения остается менее шести месяцев, оформление Материалов осуществляется в течение трех рабочих дней;

в) в течение трех рабочих дней со дня поступления копии распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства знакомит с ней иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, под подпись и приобщает ее к личному делу осужденного.

В случае отказа иностранного гражданина от подписания составляется соответствующий акт;

г) в течение одного рабочего дня со дня поступления документов, подтверждающих изменение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о нежелательности, направляет их в территориальный орган ФСИН России;

д) в сроки, предусмотренные настоящим Порядком, повторно направляет Материалы в случае, если во время отбывания наказания иностранный гражданин осуждается за более тяжкое преступление.

3. Территориальный орган ФСИН России:

а) обеспечивает контроль за соблюдением сроков подготовки и полнотой представляемых Материалов;

б) проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности, при необходимости запрашивает дополнительные документы;

в) в течение месяца со дня поступления из учреждения Материалов направляет в ФСИН России представление о необходимости принятия решения о нежелательности (рекомендуемый образец приведен в приложении № 3 к Порядку) с приложением Материалов.

В случае если до освобождения иностранного гражданина из учреждения остается менее шести месяцев, организация направления представления территориального органа ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности и Материалов осуществляется в течение десяти рабочих дней;

г) в течение десяти рабочих дней со дня поступления направляет копию распоряжения ФСИН России о нежелательности в учреждение для ознакомления иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

В случае если на день поступления копии распоряжения ФСИН России о нежелательности до освобождения иностранного гражданина из учреждения остается менее месяца, указанная копия направляется незамедлительно, в том числе посредством электронной почты;

д) в течение одного рабочего дня со дня поступления документов, подтверждающих изменение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о нежелательности, направляет их в ФСИН России.

4. ФСИН России:

а) в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения представления территориального органа ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности и Материалов, готовит проект распоряжения ФСИН России о нежелательности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к Порядку) и представляет его на подпись курирующему заместителю директора ФСИН России;

б) в случае отсутствия достаточных оснований для вынесения решения о нежелательности в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения представления территориального органа ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности и Материалов, готовит заключение об отсутствии достаточных оснований для вынесения решения о нежелательности (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Порядку) и представляет его на подпись курирующему заместителю директора ФСИН России;

в) возвращает представление территориального органа ФСИН России о необходимости принятия решения о нежелательности и Материалы в территориальный орган ФСИН России для дополнительной проверки;

г) в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет копию распоряжения ФСИН России о нежелательности либо заключения об отсутствии оснований для вынесения решения о нежелательности в территориальный орган ФСИН России;

д) в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов, подтверждающих изменение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о нежелательности, готовит проект распоряжения ФСИН России о внесении изменений в ранее изданное распоряжение.

5. ФСИН России в течение десяти рабочих дней со дня издания распоряжения ФСИН России о нежелательности направляет в ФСБ России информацию (представление) об издании распоряжения ФСИН России о нежелательности для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

6. ФСИН России в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения ФСИН России о нежелательности направляет копию указанного распоряжения в территориальный орган МВД России на региональном уровне, расположенный в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором иностранный гражданин отбывает наказание.

Порядок и основания обжалования нежелательности пребывания

Путь вернуть права въезда в РФ только один – получить решение суда с отменой решения о нежелательности пребывания.

Административное исковое заявление, по общему правилу, подается в суд по месту нахождения органа государственной власти, вынесшего оспариваемое решение, а именно: территориальное подразделение ФСИН России. Иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически лишены иной подсудности, поскольку постоянного места жительства на территории РФ они не имеют, т.е. подать заявление по месту своего жительства попросту невозможно.

Для того, чтобы получить положительное решение суда, необходимо иметь весомые причины для отмены нежелательности пребывания. Необходимо запастись серьёзной фактологической картиной пребывания иностранца в России, чтобы обосновать необходимость отмены решения государственного органа. По умолчанию суд будет находиться не на Вашей стороне, это обязательно нужно учитывать и обеспечить хорошую подготовку со своей стороны.

По таким делам трудно рассмотреть возможность, что Вы будете делать это самостоятельно. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам по этому вопросу, чтобы он мог четко и без эмоций обосновать Вашу позицию. Среди прочего, имеется несколько оснований, которые могут быть учтены при отмене решения о нежелательности пребывания:

  1. Наличие проживающих в России близких родственников — граждан России (жены, мужа, дети, родители).
  2. Наличие жилья для проживания в России на праве собственности.
  3. Отсутствие жилья в стране иностранца.
  4. Положительная миграционная, трудовая история в России до судимости.
  5. Исключительно положительный характеризующий материал.
  6. Иные веские причины, по которым необходимо остаться в России (болезнь близкого родственника, необходимость операции, боевые действия на родине и прочее).

Данные обстоятельства имеют большое значение при рассмотрении дела и принятии решения. Указанные факты помогут суду учесть положительные моменты в биографии иностранных граждан, которые претендуют на возвращение возможности проживания в РФ. Перечень фактов не является исчерпывающим. Каждый факт на решение о нежелательности пребывания рассматривается в индивидуальном порядке.

После рассмотрения имеющихся дела суд может полностью вернуть вам разрешение на посещение и проживание в России либо сократить срок нежелательности пребывания, если такое решение было принято без указания срока.

Для подачи административного иска необходимо собрать пакет обязательных документов, которые будут подтверждать все необходимое условия и обстоятельства. К таким документам относятся:

  1. Паспорт гражданина другой страны с переводом на русский язык (с нотариальным заверением).
  2. Копия свидетельства о рождении детей или документы, подтверждающие родственные связи.
  3. Копии паспортов родственников с указанием регистрации.
  4. Копии документов, подтверждающих право собственности на жилье.

Согласно Кодексу административного судопроизводства РФ рассмотрение и принятие решения по административному иску может занять до двух месяцев. На практике дела иногда затягиваются до 6 месяцев и даже более.

Положительные примеры из судебной практики

Ниже будут рассмотрены несколько дел, в которых суд оказался на стороне иностранных граждан и посчитал ранее принятое решение о нежелательности пребывания незаконным.

Иностранный гражданин попал под запрет на въезд в Российскую Федерацию. Принятие решения о нежелательности пребывания объяснялось тем, что у него имелась судимость. При обжаловании решения суд не снял запрет. Помочь в решении вопроса смогла апелляционная инстанция, которая учла все предоставленные факты. Решение о снятии ограничения на въезд было принято на основании следующих фактов:

  1. Суд указал, что иностранец был фигурантом уголовного дела в России.
  2. К нему применялись только принудительные медицинские меры.
  3. Пребывание на лечении не являются уголовной ответственностью.

Из приведенных выше фактов можно сделать вывод, что применение медицинских мер не влечет за собой получение статуса судимости. Следовательно, решение принятое на основании наличия судимости, не может считаться законным.

В следующем рассмотренном деле пойдёт речь о принудительной депортации. Ограничение на въезд также было связано с наличием судимости. Иностранец не был согласен с принятым решением, и, обжаловав его, получил положительное решение. В решении суда были приведены условия, на основании которых вынесено решение об отмене нежелательного пребывания:

  1. Иностранец с самого детства проживал в России.
  2. Среднее образование было получено также в России.
  3. В России проживает один из родителей иностранного гражданина и его сестра.

Судом было принято решение, что депортация в страну пребывания является крайней мерой, несоизмеримой с ситуацией.

Следующее дело рассматривалось в Ульяновском областном суде. В данном случае суд так принял решение в пользу иностранного гражданина. Апелляционный суд обратил внимание на то, что гражданин другой страны с самого рождения проживал в России, где также получил среднее образование. Все его ближайшие родственники до сих пор проживают в России. Суд посчитал, что решение о нежелательном пребывании нельзя считать законным.

Следующие дело отличительно тем, что для получения решения об отмене нежелательности пребывания пришлось дойти до третьей, кассационной инстанции. Министерством юстиции было принято решение о назначении нежелательного пребывания иностранца в России. Суд первой инстанции принял решение об отмене запрета на въезд, но Министерство было не согласно с этим. Вследствие этого дело попало в апелляционный суд, который поддержал сторону государства. И только суд третьей инстанции встал на сторону иностранного гражданина и отменил решение о нежелательном пребывании.

Принятию положительного решения способствовал ряд важных условий:

  1. Иностранец с раннего детства проживает на территории РФ, где и было получено образование.
  2. Срочная служба в вооруженных силах России.
  3. Иностранный гражданин является налогоплательщиком в пользу Российской Федерации.
  4. Близкие родственники проживают в России.
  5. Отцу иностранца требуется уход в связи с болезнью. То есть пребывание в России не может быть прервано по моральным соображениям.

Проанализировав все данные, кассационная инстанция пришла к выводу, что ограничение пребывания не является законным. Иностранный гражданин очень тесно связан с Российской Федерацией и добросовестно выполняет гражданские обязанности.

Заключение

Решение о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации ФСИН выносит сразу же после получения судимости. Сам факт наличия судимости дает негативную оценку иностранному гражданину, поэтому обжалование решения требуют помощи профессионалов. Для грамотного составления иска и помощи по ходу дела необходимо обратиться к миграционным юристам. Рассмотрение подобных дел требует специальных знаний, чтобы дать клиенту возможность получить разрешение на дальнейшее проживание. Чаще всего данные санкции накладывается бессрочно, но грамотный юрист поможет получить хотя бы малейший шанс на отмену решения. Даже если иностранец все ещё находится в местах ограничения свободы, он имеет возможность воспользоваться услугами миграционного юриста. Уже на данном этапе есть возможность получить консультацию и подготовить необходимые документы.

Защита клиентов миграционным юристом проходит в несколько этапов. Первый этап включает консультацию и получения ответов на важные вопросы. Юрист внимательно выслушает клиента и узнает все обстоятельства дела. Второй этап состоит из поиска доказательств того, что решение было было принято незаконно. Это необходимо для того, чтобы выстроить правильную тактику защиты в суде. Третий этап начинается непосредственно на судебном заседании. Хороший юрист обязательно предоставит суду все доказательства и сумеет расположить суд к отмене санкций. И последним этапом является получение судебного акта.